Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития потенциала и возможностей каждого обучающегося.
Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает все большее значение. Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста.
Приоритетные направления методической работы:
- организация работы по единой методической теме;
- организация работы по проблеме школы;
- создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя;
- осуществление управления образовательным процессом в школе в соответствии с современными требованиями;
- информационное обеспечение образовательного процесса;
- стимулирование деятельности по изучению, обобщению и распространению передового опыта;
- организация внеклассной работы по учебным предметам;
- обеспечение диагностики и мониторинга хода образовательного процесса.
Все многообразие организационных форм методической работы, используемых в школе, можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:
- общешкольные формы методической работы (работа по единой методической теме, психолого-педагогические семинары, практикумы и др.);
- групповые формы методической работы (заседания методических объединений, творческих групп учителей, школа передового опыта, групповое наставничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий);
- индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, индивидуальное самообразование).